В преддверии Дня Победы мы встретились с пенсионерами, детство которых тоже можно считать подвигом, ведь оно пришлось на тяжелые военные годы.
Среди тех, кто испытал на себе страдания, горечь утраты родных и близких, голод, лишения и незащищенность, есть не только ветераны, но и целое поколение, которое сегодня называют «Дети войны». Немало строчек посвятили поэты сегодняшним бабушкам и дедушкам, но объединяет их одно — безудержная боль и непоколебимость малышей, которые были лишены самой счастливой в жизни поры — детства.
Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.
Дети войны, как же вы голодали…
Как же хотелось собрать горсть зерна.
На зрелых полях колосья играли,
Их поджигали, топтали…Война…
Светлана Сирена.

У каждого из них своя история, воспоминания из детства, которые наложили свой отпечаток на всю жизнь. Можно сказать, что эти дети наравне со взрослыми приближали одновременно светлый и трагичный праздник — День Победы.
Моя бабушка, как раз таки, относится к этому поколению, о детстве она старается не вспоминать, лишь приговаривает, заботясь о нас: «Пусть хотя бы у вас будет все то, чего были лишены мы».
А ведь их, детей войны, миллионы! Каким было детство, что они помнят о тех временах? — Своими воспоминаниями поделились с нами пенсионеры завода «Искож».
Аккуратно одетые, застенчивые бабушки и дедушки, узнав, что говорить мы будем не о десятках лет, проведенных на заводе, а об их детстве, немного растерялись. Ведь на момент начала войны они были совсем маленькими. «Нечего особо рассказывать», ― говорили они.
Но 75-летняя Валентина Михайловна Прищепа, которой в 1941 году было всего 2 года, как сейчас помнит то время. Ее рассказ не только тронул меня, ребенка, который и доли тех лишений на себе не прочувствовал, но и оживил в памяти воспоминания остальных.

Валентина Михайловна Прищепа
— Как сейчас помню момент, когда я, 2-годовалая девчушка в желтеньком платьице, бежала за папой, когда его забирали. Конечно, было трудно. В 8 лет уже доила корову — маме помогала. Несмотря на то, что повзрослеть пришлось рано, и о детских радостях не забывала. Отец Валентины Михайловны в 1946 году вернулся домой, но так повезло не всем. Наверное, нет в Кировской области ни одной семьи, которую бы не коснулась боль утраты близкого человека — папы, брата, мужа...
У Анатолия Семеновича Лучинина отец погиб в 1942 году. В те времена всем было трудно, но они на судьбу не роптали, а выживали как могли. Настоящей драмой для маленького Толи был момент, когда единственную кормилицу семьи — козу — задрали волки. Со слезами на глазах он вспоминает о голоде, о том, что играть было некогда, нужно было помогать матери на поле и как в –40°С за 4 километра ходили с ребятами в школу.

Анатолий Семенович Лучинин
— В школу и обратно всегда все вместе ходили, так как не близко, да еще и через лес идти. Один раз меня наказали и оставили после уроков, поэтому пришлось домой возвращаться одному. Решил я немного передохнуть, остановился и в этот момент на меня выскочил волк. Еле отбился от него ремнем... Как я напугался в тот момент — словами не передать!
Сейчас детям сложно угодить... Например, я отношусь к тем, кого кормили при помощи уговоров «за маму, за папу» или «кушай, а то не вырастешь», проще говоря, голодные времена мы не застали, в отличие от наших бабушек и дедушек.

Лариса Харитоновна Кудрявцева
— Мне постоянно хотелось кушать. Однажды сварили суп из крапивы, в нем несколько картофелин плавало, так я их выловила, а сам суп под полы слила. И стыдно и смешно, но картошка для нас была настоящим лакомством. Игрушек не было, поэтому делали их сами из подручных материалов: бумаги, глины, тряпок. Вообще, во времена моего детства люди добрее были как-то друг к другу.
Эта доброта зачастую выходила людям боком, времена такие были — «все для фронта — все для Победы» и работали граждане большой и могучей державы, как говорится, «за палки».
Вот и отец Аркадия Семеновича Сальникова, вернувшийся в 1943 году раненый с фронта, поплатился за свое чувство локтя. Он раздал односельчанам зерно, оставшееся после посева, и был за это раскулачен и отправлен в ссылку.

Аркадий Семенович Сальников
— В 9 лет мне пришлось мужскую работу взять на себя: возил навоз на поля, зерно, а как страда начиналась, сено помогал убирать и вывозить. Ни одного дня не отдыхали мы тогда.
Я слушала каждую историю и проникалась все больше. Сколько боли и мужества в их рассказах, с какой теплотой они вспоминают об учителях, которые были очень добры, о детях из детского дома, эвакуированного из Ленинграда, у которых они меняли морковь на хлеб, о матерях, которых они практически не видели, так как те много времени проводили в цехах и полях.
Конечно, сегодня трудно представить, что женщины работали и на оборонных заводах, и на транспорте. Не женское это дело, но деваться было некуда — мужчины все на фронте.

Наравне со взрослыми трудились и дети. Ветераны труда вспоминают о Лидии Казаковой, которая сегодня уже редко выходит из дома — ей уже больше 80 лет. Таисия Ивановна Прокашева пошла работать и того раньше. В ее семье было 8 детей, папу в 1941 году сразу убили, и все заботы о детях легли на плечи матери.

Чтобы хоть как-то прокормить себя маленькая Тая с 6 лет работала няней — сидела с соседскими детьми, а ее за это кормили. И так продолжалось целых 10 лет. В 16 лет Таисия пошла на завод и проработала 34 года.
Трудиться девочкам приходилось и в более суровых условиях. Например, Валентина Александровна Фукалова с 10 лет помогала валить лес...

Валентина Александровна Фукалова
— Нас в семье было 3 девочки. Одежды не было, поэтому если одна куда-то идет, то другие сидели дома. Из-за этого и учиться толком не получалось. Начинали в школу ходить, сентябрь-октябрь походим, начинаются морозы, а одеть нечего. Вот и сидели дома.
Холод, голод, нехватка буквально всего не озлобили их, не заставили сетовать на судьбу. «Их воспитала война» — нашему поколению не понять до конца смысл этого выражения. Война отучила детей 30-40-х годов плакать, только сейчас, спустя несколько десятков лет, они со слезами на глазах вспоминают о былом и не желают, чтобы подобное испытали мы с вами.
Как живется теперь детям войны? Я бы сказала, что ту человеческую доброту, о которой каждый из них вспоминает, бабушки и дедушки пронесли через всю жизнь.
Например, Валентина Александровна Фукалова заботится о ветеранах труда, которые работали вместе в ней: звонит, приносит продукты, помогает по дому, а кого-то и моет.

Она и не ожидала, что в этот день ее наградят медалью «Киров — город трудовой славы». Валентина Александровна смущалась и говорила, что «по-другому жить нельзя, как можно оставить без помощи тех, кому она так нужна».
Это заставляет задуматься... Я, мои друзья, племянники, которым сейчас от 2 от 10 лет, все мы живем в то время, когда можно спокойно расслабиться на диване, когда хлеб, которому 2-3 дня, отдают скоту или собакам... Время, когда платья меняешь каждый день, а кто-то и по несколько раз в день, когда самолетик на пульте управления, стоимостью 3-4 тысячи рублей, может и больше, надоедает через неделю и про него никто не вспоминает...
В те времена дети совершали такие же подвиги, как и взрослые, им приходилось выживать, спасать других. А кто-то в 10-15 лет сам поднимал в воздух самолет, только не игрушечный, а настоящий!
Низкий поклон ветеранам и детям войны! Им пришлось многое пережить, чего, к счастью, мы на себе не испытывали. Берегите своих бабушек и дедушек, звоните, чаще приходите в гости и не забывайте благодарить! Ведь они, в то, что над нашими головами мирное небо, тоже внесли огромную лепту!
Детям войны - низкий поклон!!!